Дневник

 

 
ФОРУМ!!!
Творческое объединение учащихся Сивинского района
МОУ ДОД "Сивинский дом детского творчества"
Дневник

Гостевая

Дневник

Творческая
лаборатория

Редакция

Галерея

Жители

Учительская

Наш E-mail:
forum-rus@mail.ru

Дневник экспедиции "Форум - Алтай 2015"

Техническое описание пеше-водного путешествия по Горному Алтаю


В экспедиции 2015 года группа заявила свой маршрут, как пеше-водное путешествие 1 категории сложности. Главным разделом отчета о совершенном походе является техническое описание маршрута. Одна из самых опытных участников экспедиции Мария Сукрушева взяла в качестве своей проектной работы: Техническое описание маршрута. Поэтому записи экспедиции 2015 года отличаются от жанра "дневник похода"

17 июля пятница, первый день пути

В 9 часов утра по местному времени (далее в техническом описании время местное +3 часа к московскому) зафрахтованный автобус ООО "Бийский автовокзал" доставил нас к воротам турбазы "Викинг" в поселке Элекмонар. С руководством турбазы мы договаривались заранее по телефону, что они примут нас, возьмут на хранение наши вещи и организуют заброску до урочища У-Тура. В течении часа мы перебрали наше имущество: на турбазе мы оставили катамараны, нетбуки, электростанцию, часть продуктов и часть личных вещей участников. В рюкзаки уложили продукты на 6 дней.
Подошла машина с будкой ГАЗ-66, в ней восемнадцать мест. Рюкзаки уложили между будкой и кабиной, укрыли пленкой и сами очень плотно разместились в будке. Выехали в 11.30 часов утра. Водитель предупредил, что 36 км будем ехать два часа. Дорога проложена вдоль реки Элекмонар, вначале терпимая, но через 4-5 км становиться проезжей только для вездеходов. Едем очень медленно, подпрыгиваем на камнях, преодолевая лужи. По лугам проложено много колей. Несколько раз пересекали реку Элекмонар по мостам. Мосты строятся в этом году (были смыты наводнением 2014 г.) Предпоследний переезд через реку совершаем вброд. Глубина более метра, вода попадает в кабину и кузов. После брода останавливаемся - половина пути, привал.
Продолжаем движение на машине по правому берегу реки Элекмонар - еще один брод через реку Элекмонар и далее движемся вдоль реки Каракол. Скоро попадается деревня Каракол (несколько домов и пилорама). Водитель объясняет, что пиломатериал вывозится отсюда зимой. Снова несколько раз форсируем речку Каракол и как обещано водителем, через два часа пути останавливаемся выше устья реки Тура (притока Каракола). Облегченно вздыхаем, трясучка закончилась.
Разгрузились, поблагодарили водителя и стали готовить обед. На поляне кроме нашей машины, стояло еще несколько. Утром они забросили туристов, которые совершают трекинг на Каракольские озера и водителю ожидают их возвращения. Нашему водителю нас дожидаться не надо. Далее у нас пеший маршрут.
После обеда в 15.10 начинаем движение. Идём по ровной тропе. На солнце больше 20 С. Пройдя примерно 2 км, мы встретили огромный пень диаметром 1,5м. По тропе текут хорошо проходимые ручьи. Почва дерновая. Первый привал через 40 минут, поправляем рюкзаки. На пути встречаются камни и корни деревьев. Тропа поднимается все время в гору и проходит сквозь смешанный лес. Средняя скорость нашего движения равна 2 км/ч. Преодолев крутой подъем, мы сделали привал в 16:25. Через 20 минут после привала останавливаемся перед ручьем. Указателей нет, тропа уходит через ручей (прибита деревянная стрелка) и есть тропа прямо. После разведки пошли правой тропой проходящей через ручей. Через несколько минут после развилки нам стали попадаться туристы, спускающиеся вниз с озер. С их слов нам осталось еще половина подъема. Здороваемся со всеми встречными. Поднявшись на очередную возвышенность делаем привал.
Тропа все круче и круче, стали останавливаться на привал через 15-20 минут. Много камней, корней, коряг и поваленных деревьев. В 18:00 преодолели тяжелый подъем. Замеряем высоту навигатором. Высота 1600м над уровнем моря, а начинали подъем с высоты 750, т.е. перепад почти километр. Через 30 мин. делаем привал на развилке троп. Идём направо, и выходим к озеру. Это седьмое озера, самое низкое из Каракольских озеро. Прошли по его берегу, перешли по камням протоку и вышли на берег 6 озера. На берегу озера стояла небольшая группа туристов. Спрашиваем их, где останавливаются туристы. Они ответили, что в основном все располагаются на берегу самого большого пятого озера, там турбаза и платная стоянка. С берега 6 озера открывается красивый вид на гору Белок озерный и снежники. Пройдя еще 300 метров выходим к стоянке. Время 19.00. Перед стоянкой аншлаг, сообщающий, что стоянка на территории Каракольских озер - платная, 100 рублей с человека.
Дневной переход - 9 км, время в пути 3 часа 50 мин., перепад высот около одного км, средняя скорость - 2,5 км/час.
Вечером, встретившись с администратором турбазы, сказали, что денег платить за стоянку не будем, что это незаконно.
С наступлением сумерек, заметили, что по местному времени очень рано (20.30) стало холодно, объяснение - горы, высота.

 

18 июля суббота, второй день пути

Ночью было довольно прохладно. Но с 5.30 палатки начали прогреваться солнышком, согрелись. В 7 часов встали дежурные. В 8.00 - общий подъем. Сегодня у нас дневка с радиальным выходом на озера и снежники.
В 9:45 мы вышли со стоянки налегке, без рюкзаков на экскурсию. Прошли по мосту через протоку между шестым и пятым озера. За мостиком турбаза: дом администрации со столовой, баня и гостевые домики. Домики заполнены отдыхающими. Идем по тропе по берегу озера. Преодолев курумник, через 30 минут мы увидели четвертое озеро и уже совсем скоро сделали привал на третьем озере, которое находится на высоте 1795 м (по навигатору). На тропе встречались болотистые места и небольшие ручьи. Набор высоты небольшой, идти легко. Лес постепенно редеет, но зоны криволесья нет, начинаются сразу луга и тундра. Впереди на склонах гор лежит снег. Вокруг много красивых цветов, некоторые мы видим впервые. Оранжевым цветом цветет Купальница азиатская. Почва дерновая, каменистая. На пути главными препятствиями служат корни деревьев, карликовые ивняки, большие камни и ручьи. В 11:00 выходим ко второму озеру с голубой водой. Рядом снежник. Купаемся в озере, измеряем радиационный фон, температуру воды, изучаем растительность, играем в снежки. В 11:45 мы, преодолев небольшой крутой подъем, вышли к первому озеру (самому верхнему). Высота 1800 м. Любуемся озерами с высоты, фотографируемся, обедаем сухим пайком. На первом озере измеряем температуры воды - 7,30. Первое озеро не сообщается со вторым, а бурным ручьем с водопадами перетекает сразу в 3 озеро с зеленоватой водой. Спускаемся к 3 озеру. Делаем измерения на 3 озере. Оно мелкое, есть заросли водорослей, увидели в воде водных насекомых. Высота 1750 м, температура 17,40.
В 13:30 начинаем спуск от третьего озера. При спуске встречаются надписи, большие камни, но идти уже легче. По знакомой тропе мы спускаемся к четвертому озеру. На часах 14:20, а спустя еще 30 минут, мы дошли до места стоянки.
Протяженность радиального выхода - около 6 км, время экскурсии с осмотрами и замерами - 6 часов. Перепад высот 400 метров.

19 июля воскресенье, третий день пути

Утро было теплым. Мы вышли со стоянки в 9:00. С поляны около 5 озера повернули вправо на тропу, уходящую на перевал Багаташ. Спустя 15 минут мы преодолели крутой подъем и топкие места и сделали привал. По тропе поднимаются кони (много помета и конных следов). На пути встречалось много поваленных деревьев. В 9:45 по тропе выходим из зоны леса, Часто прямо по тропе течет ручей. В 10:25 преодолели огромный подъем. Погода очень жаркая, тени нет - тундра. В 10:50 поднялись на высоту около 2000м в Долину туров. Подошли к краю цирка, чтобы полюбоваться сверху Каракольскими озерами. С обрыва видны 2, 3 и 4 озеро. На поляне туров строим свой тур фотографируемся и идем дальше. Небольшой набор высоты и мы выходим на перевал Багаташ.
В 12:10 мы прошли пегегиб на перевале Багаташ. Слева остается вершина горы Белок Озерный (2300 м) Нас окружают луга и болота. Со склонов гор текут небольшие реки. Представляем, что если пройдет дождь, то без сапог по данной тропе не пройти. В 13 часов сделали привал у Замка духов, которым заканчивается перевал Багаташ. Замок духов служит хорошим ориентиром на тропах, здесь перекресток конных троп. Видим конных туристов идущих из долины Сергезю, у замка обедает еще одна семейная группа туристов. Расспрашиваем у встречных про дорогу на реку Куба, но они ничего не знают. От замка духов поворачиваем по тропе идущей влево на перевал Аккаинский. Перевал виден. Слева возвышается хребет Иолго, справа широкая долина реки Муирта. Мы продолжаем свой путь по каменистой хорошо натоптанной тропе вдоль хребта. В 13:45 начинаем поднимаемся на перевал. Подъем не очень трудный, много небольших камней. В 14:30 подходим к перевалу. Высота 2050 м. Растительность на перевале не больше 10 см, голая тундра. С перевала видно озеро Аккаинское и тропа, идущая в стороне от озера, спускающая к реке Аккая, пересекающая ее, и уходящая далее. Тропу, по которой мы должны переваливать в долину Сеггезю, не видно. Перекусываем и начинаем спуск. Спуск занимает около часа. Озеро остается справа. Ищем тропу, которая должна уходить вправо, но развилки нет. В 16:30 по тропе спустились к реке Аккая, развилки нет. Делаем разведку: обнаруживаем тропу идущую по правому берегу р. Аккаи, идем по ней 30 минут и останавливаемся у обрыва. Дальше пути нет. Обрыв не менее 300 метров. Отдыхаем, снова делаем разведку, возвращаемся обратно на основную тропу. Снова разведка - примерно 40 мин. Разведчики доложили, что у реки текущей от озера на правом берегу видели тропу. Мы решили спуститься в долину этой реки, и утром выйти на тропу. Идти недалеко, в пределах видимости, но приходится преодолевать ивняк и каменные осыпи скрытые высокой травой. В 19 часов останавливаемся на левом берегу речки текущей от озера Аккаинское на стоянке, на которой стояли недавно туристы и паслись маралы. Ужинаем уже в сумерках.
За сегодняшний день прошли с блужданиями около 18 км, преодолели два перевала (2100 и 2050), перепад высот 700 м. Средняя скорость 2,5 км/час. Активное время движения 7 часов. Очень устали, весь день под солнцем, температура была около 300.

21 июля понедельник, четвертый день пути

В 9:00 термометр показывал выше 20°С. Мы вышли со стоянки, перешли ручей и сразу обнаруживаем тропу, которую вчера так долго искали. Тропа хорошо заметна, по ней ходят кони. Поднимаемся на перевал. Тропа сухая, подъем крутой, но не сложный и уже через 50 минут поднимаемся к перевалу 1900 м. Восхитительные виды. На севере высится гора Аккая (высота 2385,8 м), на западе перевал Аккаинский и озеро Аккаинское, внизу ущелье с водопадами реки Аккая. На востоке цепь горных хребтов. Тропа хорошо натоптанная, каменистая, глубиной около 10 см, лежит между зарослями карликовых берез. Взойдя на перегиб, мы начинаем плавный спуск. Опять замечаем несовпадение с картой, тропа должна поворачивать на юг, но она идет на юго-восток. Развилок нет. В 11:00 на тропе встречаем избушку. Есть загон для лошадей, висит конская сбруя. В избушке останавливаются конные туристы, но сегодня здесь никого нет. Пока ребята рассматривают дробилку кедровых шишек и самодельный умывальник, разведчики делают разведку. Обнаруживаем две тропы: уходящую не северо-запад в гору и тропу, постепенно спускающуюся на юг. Решаем спускаться на юг. Начинается зона хвойного леса. Спуск становиться все круче, а тропа начинает пропадать, пока не исчезает совсем. Спускаясь в ущелье, нам казалось, что на противоположном склоне видим конную тропу, но спустившись к реке, тропы не обнаруживаем. Время 12.30. Останавливаемся на привал. Начинается дождь. Дождь длился недолго, но трава стала сырая. Мы поняли, что спустились к притоку реки Аккая. Решили дальше идти вдоль притока, выйти к реке Аккая, а по ней к реке Куба. Спуск к реке Аккая занял около 1,5 часов, в некоторых местах чувствуем, что идем по тропе. В 15.30 вышли на берег реки Аккая. В месте выхода к реке Аккая, переходим реку вброд. Через 20 минут нам предстояло снова перейти реку. Обнаруживаем тропу, местами видно, что это была дорога (две колеи), но по ней давно никто не ходил. Продолжаем свой путь по берегу реки Аккая. Много зарослей кустарников, трава высокая. Тропа часто сменяется едва заметной дорогой. Переходим большое количество небольших притоков реки. В 17:30 подошли к устью реки Аккая, на реку Куба. На карте вдоль берега Кубы обозначена улучшенная дорога. Да она была, но очень давно. Мы даже обнаруживаем след автомобиля и место привала туристов. Далее идем по дороге. Через 20 минут пути по берегу Кубы дорога обрывается, с правого берега скала, переходим реку вброд. В 18.00 переодеваемся в сухую одежду и останавливаемся на ночлег на песчаном наносе на левом берегу реки Куба.
За день прошли 17 км. Преодолели перевал 1900 м. Перепад высот 1600 м.
Ходовое время 7,5 часов. Средняя скорость 2,5 км/час.

22 июля вторник, пятый день пути

Вышли в 8:30. С места ночевки снова переходим реку вброд на правый берег. Утро встретило нас прохладой. Уже через 40 минут мы вышли к реке Сергезю. Дорога хорошая. Идем дальше по правому берегу Кубы. Река часто делится на рукава, иногда приходится их переходить. В 10 20 выходим к реке Муирта, через нее есть мост. По правому берегу Муирты идет конная тропа, на карте ее нет. Привал. Скорость нашего движения примерно 3 км/ч. Через несколько минут снова брод через реку Куба. Ширина реки небольшая, но течение очень быстрое, выстраиваемся стенкой, переходим и буквально через 100 м снова переход. Через 400-500 м снова справа прижим. Разведали, решили что переходить вброд не будем пройдем под прижимом. Дальше свой путь держим по правому берегу реки. В 11:45 снова переходим реку. И через 500 метров мы вынуждены снова перейти реку с сильным течением с помощью поваленного дерева. Встали на обед. Просушились, полноценно пообедали, готовили на костре. 13.30 выходим с обеденного привала. Идем хорошо, временами проходя протоки реки Куба. Дорога идет в основном по правому берегу. В 15:00 тропа снова по дороге сворачиваем вниз к реке. Недалеко находится разрушенный мост, переходим вброд выше разрушенного моста. Река становиться шире, мельче. Переходить вброд, становиться легче. Переходим шеренгой, чередуя слабых и сильных участников. Около 3-х км идем по левому берегу. Горная дорога хорошая, по пути видели змей, идти легко. В 15.50 на большой поляне стоянка конных туристов (несколько домов, загонов. Осмотрели дома, людей не увидели. Через 300 м после кордона, с правой стороны от дороги видим отдельный жилой дом и людей. Расспрашиваем дорогу, много ли еще раз придется переходить вброд. Ответ: До Чемала - 25 км, вброд еще предстоит перейти 5 раз.
Сразу за кордоном переходим реку, осталось 4 брода. Дорога сухая, хорошая, идти легко. Идем полтора часа, после встречи с людьми, переходим реку еще 4 раза. Время 17.30. Решили, как только найдем удачное место для стоянки - остановимся. Около 6 вечера останавливаемся на крутом повороте реки Куба. Стоянка на берегу, дрова есть. Отдых. Развешиваем сырую одежду для просушки. После ужина Леонид Владимирович проводит интеллектуальные игры с командами. Настроение у всех хорошее, завтра мы закончим пешую часть. Остается до Чемала 12-13 км.
За день прошли около 25 км. Перепад высот незначительный - 200 м. Ходовое время (без остановки на обед) - 8 часов. Средняя скорость - 3 км/час.

23 июля среда, шестой день пути

В 8:30 вышли со стоянки. Пригревало яркое летнее солнце. Идем по хорошей, ровной дороге по левому берегу реки Куба. Через 40 мин. сделали привал. Пройдя 3 км, дорога оказывается размыта рекой. Объезд размытого участка поднимается круто в гору, затем также круто спускается. Еще 40 минут сделали привал у турбазы, находящейся на другом берегу. Вид турбазы очень красивый, теннисные корты, подстриженные газоны, крытые мангалы. По дороге, которой идем, встали встречаться машины. Через 20 минут после привала вышли к асфальту (автодорога Чемал - Уожан) и повернули направо, переходим реку Куба по автомобильному мосту. Ниже моста река Куба впадает в реку Чемал. Автомобильная дорога идет по правому берегу реки Чемал. Делаем привал около километрового столба 5 км. Идем дальше левой обочиной. По дороге идут легковые машины. Идти легко. Прошли 2 км за 30 минут. По берегу Чемала расположено множество турбаз и баз отдыха. Останавливаемся у кафе "Обжорка", перед развилкой с дорогой идущей на Чемальскую ГЭС. Время 12.20. Обеденный привал.
Все кроме дежурных отправляются в экстрим-парк на Чемальскую ГЭС с Азановым Л.В. Через 2 часа группа с возгласами восторга возвращается с экскурсии. Больше всего всем ребятам понравился перелет через реку Чемал на "Тарзанке".
Чемальская ГЭС - гидроэлектростанция на реке Чемал недалеко от её слияния с Катунью. Расположена на окраине села Чемал. Недействующая с 2011года. (Источник: http://welcometoaltai.ru/attractions/chemalskaja_gjes/)
Продолжили свой путь в 16:00. Дорога проходит около невысокой, поросшей сосновым бором, горы Бешпек. Через 10 минут выходим в центр поселка Чемал. В пункте МФЦ делаем отметку в маршрутных документах. Центральная площадь заполнена частным транспортом и туристами. Зашли на автовокзал: автобусы Чемал - Элекмонар, (городской маршрут №1), ходят с интервалом 30 минут. Продолжаем движение дальше. Вдоль дороги турбазы и базы отдыха. С левой стороны появляется река Катунь. В проходящую маршрутку усаживаем уставших участников группы, в основном девчонок. Остальные участники продолжают путь дальше. К 18:00 все участники лагеря были на турбазе "Викинг".
На турбазе располагаемся на берегу реки Катунь. Оплата 100 рублей за палатку, договариваемся за 1000 за все палатки. Дрова тоже покупные - 150 рублей охапка. Заказали баню - 500 рублей - за час, 1000 - за всех.
После бани - банкет с пудовым арбузом. Все - пешая часть закончена.
За день прошли 24 км. Перепад высот - 200 метров. Ходовое время 6 часов. Средняя скорость - 4 км/час.

24 июля четверг, седьмой день пути

Общий подъем 8.00. Завтракаем. В 9.00 начинаем сборку катамаранов. У нас 2 катамарана с рамами, а 2 без рам. Договариваемся с администратором турбазы "Викинг", точнее с мужем администратора, найти нам в Элекмонаре брусок (50*50). Уже через час нам привозят 20 шестиметровых брусков, платим 1800 рублей и начинаем конструировать деревянные рамы. Все работают увлеченно и к обеду 4 катамарана (3 шестиместных и 1 четырехместный) готовы к плаванию. Обедаем.
После обеда распределяемся на катамараны.
1 катамаран: рулевой Цуран И., руководитель Чебыкин В.И. - 7 человек экипаж.
2 катамаран: рулевой и руководитель Азанов Л.В. - 7 человек экипаж.
3 катамаран: рулевой Радомский А., руководитель Русецких Г.Н. - 5 человек экипаж.
4 катамаран: рулевой и руководитель Русецких О.А. - 6 человек экипаж.
Груз распределяем равномерно на катамараны, расстилаем на катамаранах тенты, укладываем рюкзаки, заворачиваем в тент и надежно привязываем к рамам.
Олег Аркадьевич проводит инструктаж, одеваем спасжилеты. Договариваемся, что сигналом аварийной остановки группы будут высоко поднятые скрещенные весла.
В 14.40 отплываем. Нас подхватывает быстрое течение. Дистанция между катамаранами 50-100 метров. Проходим устье реки Эдекмонар, линию электропередач. На правом берегу дома поселка. Впереди большой залесенный остров, обходим по широкой правой протоке. Река делает крутой поворот, впереди видим автомобильный мост, опирающийся на скалу торчащую из воды (на турбазе слышали название данного места "Чертов мост". Течение сильно прижимает нас к скале, второй катамаран задевает скалу, его разворачивает. За порогом этот катамаран просит остановки. Останавливаемся в15.15. Плыли всего 30 минут, но ощутили характер реки Катунь. Выясняется, что три бруска деревянной рамы на втором катамаране, прибитые короткими гвоздями разъехались, требуется ремонт. На ремонт уходит почти 2 часа. Полностью разбираем раму, надежно перевязываем ее веревками, клеим проколы, сделанные гвоздями. После ремонта пьем сок с булочками, возбужденно обсуждаем первые впечатления от сплава.
Выплываем после ремонта в 17 часов. Плыть легко, не гребем, только подправляем судна, чтобы плыли носом. Течение быстрое, быстро меняются речные пейзажи. Порогов нет. По обоим берегам проходят автомобильные дороги, по которым большое движение. По левому берегу поселок Анос. Проплываем под линией электропередач. Небольшой остров проходим справа. Впереди на правом берегу поселок Узнезя. За поселком Унзезя река сужается, снова проплываем под автомобильным мостом и линиями электропередач. За мостом, по левому берегу домики турбазы и поселка Аскат. Река делает поворот, по берегам небольшие скалы. Снова выходим на простор, и справой стороны начинаются пляжи. Много купающихся и отдыхающих, они приветствуют нас. Пляжи проплываем. Время около шести вечера, впереди видим большой остров. Перед островом на правом берегу удобное место для швартовки. Останавливаемся на ночевку. Обследуем берег. Никого нет. Вверху в 50 метрах от стоянки обнаруживаем заброшенные полуразрушенные деревянные корпуса турбазы, а прямо у стоянки заброшенный навес с кострищем и столом. Идеальное место для ночевки. Разгружаем катамараны, вытаскиваем их на берег, готовим ужин.
Во время ужина под навесом к нам прибегает возбужденный молодой человек, и не представившись, кричит на нас, что мы находимся на частной территории и обязаны заплатить по 250 рублей за каждого туриста. Платить мы отказываемся, объясняя, что ни каких аншлагов и ограждений частной территории, с реки мы не видели. После словесной перепалки через пол-часа к нам приезжает Генеральный директор турбазы "Катунь". Платить мы отказываемся, наши документы (маршрутная книжка копируется, руководитель пишет объяснительную). Олег Аркадьевич обещает руководству соблюдение чистоты на месте бивуака. Ночь прошла спокойно.
За 7 день прошли сплавом 16 км. Время прохождения 1час 40 мин. Скорость - 9,5 км/час. Падение воды на участке от Элекмонара до турбазы Катунь составило 25 метров (1,6 м/км). Скорость течения - 2м/сек.

25 июля пятница, восьмой день пути

Отплыли в 9.30 Утром пришел Генеральный директор базы, чтобы убедится в ненанесении вреда нашей группой, извиниться за вчерашнюю несдержанность.
Большой остров, около места стоянки обходим правой протокой, в конце острова еще один маленький, проходим между большим и малым островами. Впереди скалы торчащие из воды, проходим их держась середины. Течение выносит к правому берегу, кажется, что мы остановились, выгребаем снова на середину. Проходим небольшую шиверу. В 10.30 проплываем около поселка Чепош. После поселка каменный остров проходим левой протокой. По правому берегу часто виден Чемальский тракт и турбазы. Много отдыхающих на правом берегу, рафтингистов на реке пока не встречаем, может потому, что еще утро.
Очередной остров проходим правой протокой. В 11.40 видим скальное сужение реки, впереди Семинские пороги. На скале в самом узком месте замечаем оператора ведущего съемку, преодолевающих порог. На скале висит плакат www.фотососплава.рф.
Чуть выше села Усть-Сема река Катунь входит в скальное сужение,за которым начинается порог Семинский. Порог представляет, из себя, цепь островов хаотично разбросанными по течению, большими торчащими из воды камнями. На входе в порог расположен небольшой, но высокий скальный остров, с молодыми соснами на вершине. После острова русло реки разливается в ширину, разделяясь на несколько проток, торчащими из воды камнями. В среднюю и большую воду Семинский порог наполняется высокими валами и большими бочками. (информация с сайта www.фотососплава.рф.)
В узком месте бочка с метровым падением. Ух- пролетаем! Проходим множество порогов и скал, держась середины реки. Через 10 минут, все суда проходят порог. Навстречу летят моторные лодки с любителями острых ощущений. Приветствуем. Перед автомобильным мостом в конце поселка У-Сема останавливаемся на привал. Время 12.00. Дежурные сходили в поселок за продуктами (соком и булочками). Пока отдыхаем, наблюдаем как рафты преодолевают пороги. Теперь рафты плывут по реке постоянно. Перекусываем, подкачиваем катамараны, выплываем 12.40.

После моста, остров проплываем правым рукавом. После острова, снова автомобильный мост, подвесной. По правому берегу проходит Чуйский тракт.
Русло реки поворачивает на север. С правой стороны большой скальный остров. Снова видим впереди сужение. Снова плакат www.фотососплава.рф. Это Катуньский порог. После сужения в русле несколько некрупных камней, легко проходим. Проплываем под пешеходным подвесным мостом. На правом берегу остается позади поселок Барангол.
Река успокаивается, катамараны собираются вместе. Около получаса отдаемся течению, не гребем.
В 14.00 впереди на крутом повороте реки, на правом гористом берегу, как надпись "Голивуд" красуется вывеска "Муны".
Два острова проходим правой протокой, за островами Мунынские пороги. Проходим пороги, держась середины реки. Наблюдаем, как проходят пороги впереди идущие рафты. За порогами остров проходим справа. После порогов догоняем рафты. Разговариваем с инструктором, о плавучести рафтов и катамаранов. По мнению специалистов, наши суда практически невозможно перевернут. Мы гордимся своими катамаранами, скорость наших судов тоже больше.
В 14.40 проплываем около большого острова, левым рукавом. Через 20 минут видим на левом берегу пещерные гроты, но остановиться около них не смогли, течение сильное. Чтобы посетить гроты нужно останавливаться раньше. Проплываем под автомобильным мостом. На левом берегу коттеджи турбазы "Бирюзовая Катунь". Река делает плавный поворот. Время 15.20, впереди большой остров. Плывем правым рукавом, на рафте инструкторы сказали, что правым рукавом интересней будет. Началась Манжерокская шивера. Катамараны раскачивает на волнах, но препятствий не видно - перекат.
Впереди начинается поселок Манжерок. На повороте реки, пляж и небольшая протока. Останавливаемся. Время 16.00. Все, сплав закончен. По соседству с местом высадки детский дом. Охранник разрешил располагаться рядом на большой лесной поляне. Лучшего места мы не могли ожидать. Сосновый бор, поляна с кострищем и большим столом. Над столом мы натягиваем тент. Здесь будет наш базовый лагерь на оставшиеся 3 дня. До магазина от поляны - 5 мин. хода, до центра Манжерока - 20 мин.
За день прошли около 42 км. Ходовое время - 5 часов. Средняя скорость - 8,4 км/час. Падение воды на участке от турбазы Катунь до Манжерока - 66 м, (1,6 м/км). Скорость течения - 2 м/сек.