ФОРУМ!!!
Творческое объединение учащихся Сивинского района
МОУ ДОД "Сивинский дом детского творчества"

Учительская

Гостевая

Дневник

Творческая
лаборатория

Редакция

Галерея

Жители

Учительская

Партнеры

Наш E-mail:
forum-rus@mail.ru

 

Г.Н. Русецких

Учебно-исследовательская деятельность
учащихся в экспедиции на хребет Кваркуш

Во все века жила затаена,
Надежда - вскрыть все таинства природы.
В.Я. Брюсов


Экспедиция проходила с 8 по 17 августа 2007 г. /2Экспедиция - (от лат.) - посылка, отправка кого вдаль, и самая поездка, для ученых и других исследований. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля/. В ней приняли участие 19 школьников из образовательных учреждений края и 2 руководителя: Олег Аркадьевич Русецких и Галина Николаевна Русецких. Начальником экспедиции был назначен Олег Аркадьевич Русецких, имеющий опыт организации походов I и II категории сложности, руководитель районного туристско-краеведческого лагеря "Родники", который существует в нашем районе уже 11 лет. Я являюсь начальником районного информационно-интеллектуального лагеря "Форум". Поэтому экспедиция имела название "Родники - Форум-Кваркуш 2007". Актуальность экспедиции определяется важностью организации таких форм летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, которые сочетали бы в себе задачи оздоровления, содержательной деятельности в определенном тематическом направлении с использованием элементов исследований. Наша экспедиция содействует историко-патриотическому воспитанию, эффективной социализации, развитию продуктивной коммуникации детей и подростков.
Цель экспедиции "Родники - Форум - Кваркуш 2007": развитие познавательной активности и сознательной учебной мотивации участников на основе самостоятельной и проектной деятельности; интеллектуально-творческое развитие, оздоровительный отдых учащихся района.
Задачи экспедиции:
Обучающие:

  • практическое освоение методов полевых исследований;
  • овладение необходимыми техническими средствами;
  • выполнение проектных и исследовательских работ в различных образовательных областях;
  • освоение методов обработки полученных результатов;
  • ознакомление с научной литературой, необходимой для выполнения работы;
  • ознакомление с уникальным природным и культурно-историческим регионом Пермского края.

Развивающие:

  • развитие познавательных и интеллектуальных процессов: памяти и внимания, аналитического мышления, умения обобщать и классифицировать полученный материал, делать выводы;
  • развитие навыков самостоятельной постановки целей и задач исследования, выбора метода работы;
  • развитие навыков публичных выступлений;
  • развитие эстетико-эмоциональной сферы;

Воспитательные:

  • овладение правилами поведения в природе и формирование навыков бережного отношения к ней;
  • развитие чувства коллективизма, умения создавать и поддерживать комфортный микроклимат в общении друг с другом;
  • развитие патриотических чувств на основе личного знакомства с природой, историей и современной жизнью уникального района Пермского края.

Подготовительный этап экспедиции
Теоретические и практические занятия для некоторых участников экспедиции прошли в рамках работы районного информационно-интеллектуального лагеря "Форум". Прошло три смены информационно-интеллектуального лагеря "Форум". В нашем лагере дети приобретают опыт использования информационных технологий, основы исследовательской деятельности. Лекции по программированию, основам сайтостроения, изучение компьютерных программ составляют теоретическую часть работы лагеря "Форум".
Создан сайт лагеря "Форум", странички которого обновляются каждую смену, а в зимнюю смену еще добавлен "форум", общаясь в котором участники лагеря приобретают опыт общения в "форуме", опыт практического использования Интернета.
В зимнюю смену лагеря "Форум" дети начали осваивать метод проектов на основе программы Intel ® "Обучение для будущего". В летнюю смену мы продолжили использование метода проектов для организации учебно-исследовательской деятельности участников лагеря и в экспедиции.
Остальные участники экспедиции представляли районный туристско-краеведческий лагерь "Родники". В "Родниках" школьники проходят ежегодно определенный маршрут по территории района, где знакомятся с историческими ценностями района, учатся описывать памятники архитектуры, памятники старины. Во время стационарной стоянки они отрабатывают технику прохождения туристской полосы препятствий, учатся ориентироваться на местности.
Во время следования к району экспедиции участники познакомились с тем, как вести полевые дневники.
Основной этап включал в себя практическую работу на объекте исследований в районе горного хребта Кваркуш, сбор данных (индивидуально и по группам), уточнение тем проектной деятельности, предварительный анализ собранного экспериментального материала, участие в спортивно-оздоровительных и интеллектуальных мероприятиях, проводимых на стационарной стоянке около горы Гроб.
Как стоически участники экспедиции выдержали все испытания, ожидавшие их на пути.
Фото 1.

Переход через горную реку Россоха
После двухдневного пути - подъем в гору. 10 км - все в гору и в гору, а еще идет дождь, от воды рюкзаки намокают и становятся тяжелее. Но никто не жалуется. Перекусили колбасой с сыром, закусили конфеткой, попили чистейшей воды горной реки - и снова вперед.
Фото 2.

У Насти Кокуриной (крайняя слева) хорошее настроение: перешли еще одну речку, и не снимали сапоги
И так долгих 5 часов, до обеда у избушки. Сварили борщ с кашей, выпили чая, и снова в путь, покорять очередные 10 км. Стало чуть легче нести рюкзаки, потому что шли вдоль хребта, практически на одной высоте. Идем час, второй, на небе появилась грозовая туча, загремел гром, засверкала молния прямо над нашими головами, потому что мы уже шли в облаках, грозовые же облака располагались чуть повыше.
Фото 3.

Грозовые облака над хребтом Кваркуш
Я немного испугалась, а дети идут и радуются непогоде и тому, что еще каких-нибудь полчаса и мы придем до места, где можно будет поставить палатки и организовать лагерь. Пришли насквозь промокшие, уставшие, сил рюкзак у меня, например, снять уже не было. Однако, сразу все пошли ставить палатки, а дежурные - готовить ужин для всех.
Фото 4.

Установка палаток у подножия горы Гроб
Дождь заливает любые попытки развести костер. Хорошо, что рядом стояла группа взрослых туристов, закончивших пединститут, они нам и помогли с огнем. Аня Шипицина и Юра Горбунов в тот вечер совершили настоящий подвиг, приготовив ужин под проливным дождем. За это они были удостоены чести на следующее утро поднять флаги нашей экспедиции Родники - Форум - Кваркуш. На следующий день мы совершили восхождение на главную вершину хребта Кваркуш - Вогульский камень. Не забудут дети сильный ветер на вершине хребта - Вогульский камень. Ветер дул так сильно, что с ног сдувало. А еще облака, которые пролетали с огромной скоростью так близко, что их можно было остановить рукой. Но это воздушное облачко напоминало собой лишь густой туман.
Фото 5.

На вершине Вогульского камня
Выдержали и это испытание. А на следующее утро выйти из палатки никому не хотелось, потому что опять шел сильный дождь. Каково же было наше удивление. Когда мы услышали хождение у костра. Оказывается, раньше встал наш дежурный, Никитка Эрман, самый младший участник экспедиции. Это он так добросовестно отнесся к своему дежурству по лагерю. О дежурстве особый разговор. После возвращения к автобусу, я попросила всех написать о том, что они никогда не забудут в экспедиции. Несколько человек написали - дежурство по лагерю. Я уверена, что они его не забудут не потому что слишком сладко было дежурить. Подъем в 7 часов, приготовить завтрак, помыть котелки, да быстро это сделать, потому что уже надо выходить на маршрут, задерживать группу нельзя. Приготовить обед, ужин, и снова котелки, костер. А еще разлить суп, кашу так, чтобы всем хватило. И не один из детей не сказал, что ему трудно, или не будет что-то делать. Котелки были всегда вымыты, береста заготовлена с вечера, дрова поколоты. Чем не подвиг в мирное время!
Не забудут ребята и 30- километровый переход на реку Жигалан, посмотреть на красивейшие водопады, а на обратном пути и останцы "Три брата".
Фото 6.


Вера Первакова, Андрей Дребезгин и Максим Атконов слушают шум водопада на реке Жигалан

 

 

 

 

 

 

Фото 7.У останцев "Три брата"
А морошка, оказывается, растет среди зарослей карликовых берез. По зарослям карликовых берез мы просто ходили и собирали ягоду, похожую на малину, растущую как клубника, по вкусу - кисло, чуть чуть сладкая.
Фото 8.

Вот такая она, морошка!
Некоторые очень добросовестные участники экспедиции всегда имели при себе записную книжку. Туда они записывали свои впечатления и изменения атмосферного давления и температуры. Очень заметно изменялись атмосферное давление и температура при подъеме в горы. Эти данные Женя Караваев использовал в своей презентации.
В день возвращения домой светило яркое солнце, стояла отличная погода.

 

 

Фото 9.

Возвращение домой. На переднем плане самый младший участник экспедиции Никита Эрман

 

 

 

Фото 10.

Такими мы увидели Уральские горы!
Последний день экспедиции. Торжественное вручение медалей "Участник экспедиции "Родники-Форум-Кваркуш 2007".
Фото 11.

Награду получил Максим Атконов (на переднем плане)
По итогам экспедиции к августовской конференции учителей была выпущена фотогазета "Экспедиция "Родники-Форум-Кваркуш 2007".
Заключительный этап реализовался в виде индивидуальных консультаций по окончательному представлению выполненной работы. Общение с участниками экспедиции происходило с использованием почтовой связи Интернет. 25 сентября 2007 г. прошло представление проектных и исследовательских работ в виде компьютерной презентации во время учебно-исследовательской конференции участников экспедиции.

 

 

Фото 12.

Презентацию "Атмосферное давление и горы" представляет Евгений Караваев
Оборудование экспедиции:
" индивидуальное туристское снаряжение: рюкзак, спальный мешок, полиуретановый коврик (пенка), личная посуда, запасные вещи, индивидуальная аптечка, ремнабор и т.п.;
" лагерное оборудование: палатки, тент, костровые принадлежности, котлы, топор, пила, веревки и т.п.;
" топографическая карта места проведения экспедиции;
" спортивный инвентарь для проведения спортивных мероприятий;
" оборудование, используемое при проведении конкретных исследований: барометр, термометр, рулетка, часы, линейка, ручки, блокноты, цифровой фотоаппарат.
Краткое содержание работ, представленных на учебно-исследовательскую конференцию, которая прошла на базе РЦПИ 25 сентября 2007 г.
Важным моментом поощрения учебно-исследовательской деятельности является признание ее ценности для окружающих, для сверстников, поэтому так нужна презентация результатов.
Вера Первакова исследовала тему "Исследование обломочного материала в основании горы Кваркуш". С первого дня она целенаправленно искала небольшие камни, отличающиеся от других строением, цветом. И удача ей улыбнулась: она нашла даже камень, возможно магматического происхождения. В целом в ее коллекции 11 видов камней. Ее презентация состоит из 72 слайдов. Выводы, к которым пришла Вера: 3Мини-вывод:
Итак, получилось, что хребет Кваркуш состоит из следующих горных пород:
* Полевой шпат
* Кварц
* Кварцит с примесями
* Известняк с примесями
* Халькопирит с примесями
* Тальк с примесями
* Фосфорит
* Магматические породы
Макси-вывод
Третья гипотеза подтвердилась: Уральские горы состоят из минералов и горных пород.
Фото 13.

Камень, возможно магматического происхождения, нашла на реке Россоха Вера Первакова (фото Веры Перваковой)
Главная задача в экспедиции у Насти Кокуриной была: подняться выше облаков.
Фото 14.

Такие облака наблюдала Настя Кокурина 9 августа 2007 г.
Посмотреть, какие облака наблюдаются на хребте г. Кваркуш. Поэтому она выдвинула такую гипотезу: во время экспедиции можно увидеть облака разных видов. Ее глаза ярко загорались, когда она видела новый вид облаков, просила обязательно сфотографировать. Эту же тему она изучала в лагере "Форум", поэтому с видами облаков она уже была хорошо знакома. Вывод, к которому пришла Настя: 3"Во время экспедиции я наблюдала облака разных видов. Преобладала больше облачная погода, отсюда следует, что было пасмурно, но осадки выпадали не всегда. Облака двигались с разной скоростью. Если некоторое время смотреть на облако, то можно заметить, что оно постоянно меняет очертания.
10.08.07г. поднимаемся на хребёт горы "Кваркуш" и вы не поверите, я действительно была на уровне облаков. Я выбрала облачко, которое было кучевым. Мы отдохнули, и я сказала: "Спасибо облачко, до свидания!".
Самые младшие участники экспедиции Никита Эрман и Андрей Ширяев оформили презентацию "Как мы наблюдали радугу в горах".
Фото 15.

Вот такая она, радуга в горах!
Они пишут: 3"В середине экспедиции мы хотели отказаться от выбранной нами темы. Поскольку не видели ни одной радуги, но на следующий день удача повернулась к нам лицом, появилась радуга. Мы очень обрадовались. Нам показалось, что радуга в горах ничем не отличается от земной, то есть на равнине. Но после долгих размышлений мы решили, что они различаются.
Радуга в горах тянется в облака и её не видно, а на земле её видно полностью. Потому что на земле облака движутся медленней, чем на земле".
Что такое ледник? С ответом на этот вопрос знакомит нас презентация Тани Дятловой. Она измеряла:
Длину и ширину ледника.
Температуру.
Глубину.
И сформулировала такой вывод: 3"Ледник летом может находиться только в горной местности, при определенных климатических условиях. Он может иметь длину, ширину, глубину, объём и плотность. Эти параметры зависят от атмосферного давления, от высоты над уровнем моря и от температуры воздуха".
Фото 16.

Евгений Базанов помогает Тане Дятловой измерить размеры ледника, расположенного с восточной стороны Вогульского камня
Как изменяется атмосферное давление в горах? Для ответа на свой вопрос Женя Караваев использовал барометр, термометр и карту Пермского края. Фото 17.

Показание термометра 715 мм.рт.ст., температура 4° С
Он пишет: 3"В ходе исследования мы измеряли атмосферное давление и температуру при подъеме в горы Кваркуш на разных высотах. По результатам измерений мы построили представленную ниже таблицу.
Таблица 1.
Таблица изменения атмосферного давления и температуры при подъеме на Помяненный камень.
Название Давление Температура
Подножье Помянённого
камня 743 мм.рт.ст 10-11 °С
Просека 740 мм.рт.ст 11 °С
В лесу между просекой и камнем 734 мм.рт.ст 10 °С
Начало первой вершины 726 мм.рт.ст 12 °С
У первой вершины 721 мм.рт.ст 9 °С
Вершина Помянённого камня 712 ммрт.ст 7 °С

Выводы, которые сделал Женя Караваев:
1. При увеличении высоты атмосферное давление уменьшается.
2. На вершине горы Вогульский камень атмосферное давление было такое низкое, что с помощью нашего барометра мы не могли его измерить.
3. Влияния на наш организм уменьшение атмосферного давления мы не ощущали.
4. Вместе с давлением, с высотой уменьшалась и температура.
Водопады - одна из достопримечательностей горного хребта Кваркуш, расположенного в Красновишерском районе Пермского края. Поэтому Юра Горбунов выбрал для себя такую цель работы: исследовать горы Кваркуш на наличие водопадов. После описания водопадов на реке Жигалан, он сделал такой вывод: 3Мы нашли в горах Кваркуша на р. Жигалан водопад. В нашей местности нет таких водопадов, который я увидел здесь. Я был поражен, как быстро падала вода вниз. В нашей местности не увидишь такой красоты, как там.
Фото 18.

Водопад на реке Жигалан
Аня Шипицина захотела выяснить, есть ли олени на Кваркуше сейчас. Интересный вывод, который она представила на суд зрителей: 3"Сейчас оленей, на Кваркуше не встретишь. Нам сказали, что всех оленей извели на мясо".
Аня Пилипенко, любуясь красотой тундры, поставила для себя такие задачи:
1. Найти в горах Кваркуш по маршруту следования экспедиции места, где растет растение радиола розовая.
2. Изучить поверхность, на которой растет радиола розовая.
3. Выяснить, может ли расти радиола розовая в искусственных условиях.
4. Изучить литературу по данной теме.
5.Сделать выводы. Фото 19.

Радиола розовая любит расти среди камней
Выводы Ани Пилипенко3:
1. Радиола розовая в естественных условиях растет в горах Кваркуш. Она растет на камнях вдоль небольших по размеру речек - ручейков. Мест произрастания в горах Кваркуш мы обнаружили не много, поэтому она занесена в Красную книгу Урала.
2.В искусственных условиях можно посадить и вырастить это растение в любом месте Сивинского района. Она любит влажную почву, близкую к чернозему.
Постараться дойти до сути названия реки Жигалан - такова тема работы Сони Атконовой. Она выдвинула две версии: 1. Название реки Жигалан произошло от старинного итальянского танца быстрого темпа. 2. Название реки Жигалан произошло от названия речного судна. В выводе Соня пишет: 3"Мы не смогли найти точного ответа на наш вопрос, но я больше склоняюсь к первому варианту предложенного, что это танец. В дальнейшем, поработав с учителями филологами и географами, я постараюсь дойти до сути названия".
Как влияет горная местность на жизнь дерева? Артем Караваев для исследования того, как зависит размер дерева от места прорастания, использовал линейку, карандаш, пилу и рулетку.
Ход исследования:
Сделать пилой свежий ровный срез спиленного дерева в горах Кваркуш.
Измерить диаметр дерева.
Сосчитать количество годовых колец у дерева.
Вычислить размер, на который увеличивалась толщина дерева в год.
Провести такие же исследования дома, в окрестностях д. Сатино.
Сделать выводы.
Фото 20.

Сделав ровный спил дерева, Артем обратил внимание, что годовые кольца расположены очень близко друг к другу.
Таблица 2.
Сравнительные данные деревьев на Кваркуше и в с. Сатино.
Местность Диаметр Количество годовых колец Рост за год (мм)
Кваркуш 20,5см 122 1,68
Сатино 20см 63 3,51

Вывод, который сформулировал Артем: 3"На основе проделанной работы подтвердилась наша первая гипотеза: Горная местность оказывает влияние на жизнь ели. При приблизительно одинаковом диаметре, дереву "ель" в горах потребовалось почти вдвое больше времени, чем в окрестностях д. Сатино, чтобы дерево выросло до такой же толщины".
Женя Базанов и Миша Фадеев представили на конференцию сочинение на тему "Мы в грозовой туче". Вывод, к которому они пришли:
"Тучи в грозовом облаке в горах расположены гораздо ближе к поверхности, создается впечатление, что молнии сверкают прямо над головой, в целом как бы небо приблизилось к нам. Впечатления от встречи с грозой более яркие, потому что наблюдались нами впервые". Приложение 2.
Фото 20.

Грозовая туча в горах Кваркуш
О методе проектов, распространяемом в России организацией Intel ® "Обучение для будущего"
В своих работах участники экспедиции использовали метод проектов, распространяемый в России организацией Intel ® "Обучение для будущего". Успех программы Intel ® "Обучение для будущего" в России во многом объясняется действиями слаженной команды сотрудников АНО "Институт развития образовательных технологий" (ИРОТ) http://irot.iatp.ru.
1Руководителем программы Intel ® "Обучение для будущего" в России является Ярослав Быховский (фото)

Елена Ястребцева - генеральный директор Института развития образовательных технологий, научный руководитель программы Intel ® "Обучение для будущего" в России (фото).
Институтом был создан лазерный диск, представляющий собой методическое пособие по развитию мышления высокого уровня у школьников для слушателей и тьюторов программы Intel ® "Обучение для будущего". Его главная задача - показать пути развития мышления высокого уровня, которое необходимо сформировать у учащихся для того, чтобы можно было успешно реализовывать проектную технологию. Использование данного диска и натолкнуло меня на идею использования метода проектов во время работы информационно-интеллектуального лагеря "Форум" и в экспедиции.
Что такое метод проектов?
Это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Какие этапы необходимо пройти при разработке образовательного проекта? Сотрудники института развития образовательных технологий предлагают следующие1:
1.Представление проблемной ситуации:
- вербально;
- с помощью видеоряда;
- с помощью мультимедийных средств.
2. Мозговая атака.
3. Обсуждение.
4. Выдвижение гипотез.
5. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.
6. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
7. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием;
8. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке);
9. Оформление результатов проектной деятельности;
10. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
11. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
12. Самооценка, внешняя оценка.
В своей деятельности мы с участниками экспедиции также занимались выдвижением гипотез, обсуждением стратегии исследования, поэтому в индивидуальных работах можно встретить формулировку вывода от множественного лица. Обработка данных, оформление результатов, защита проекта, дискуссии, внешняя оценка - данные этапы также были пройдены участниками экспедиции.
Интересным в данной теории, на мой взгляд, является этап "Проблема". Его реализация начинается с изучения понятия, что такое основополагающий вопрос и чем он отличается от проблемного вопроса. Сотрудники института считают, что основополагающий вопрос1:
ў многогранный (чтобы на него ответить, нужны знания по многим
предметам, и не просто знания, а интеграция знаний);
ў ОПВ должен быть понятным и интересным детям (учитывается
возраст учащегося);
ў из хорошо поставленного ОПВ хорошо формулируются
проблемные вопросы (предметные);
ў ОПВ не должен иметь однозначного ответа.
Проблемный вопрос:
ў связан с конкретным предметом;
ў связан с одной или несколькими учебными темами одного предмета.
Частные вопросы:
ў вопросы из учебника, раскрывающие изучаемую тему.
Далее на занятиях в лагере "Форум" мы познакомили детей с примерами вопросов, предлагаемым на диске программы Intel ® "Обучение для будущего".
При проведении итоговой конференции мы использовали критерии оценки работ, предложенные институтом развития1:
"Представление проекта"
Оценка работы:
Актуальность и новизна предлагаемых решений
Объем разработок и количество предлагаемых решений
Практическая направленность и значимость работы
Уровень самостоятельности
Качество оформления результата
Оценка рецензента
Оценка защиты:
Качество доклада
Проявление глубины и широты знаний по данному предмету
Ответы на вопросы учителя
Ответы на вопросы учащихся
Самооценка
Актуальность и необходимость работы с учащимися в данном направлении очевидна. Развитие познавательной активности и сознательной учебной мотивации участников на основе самостоятельной и проектной деятельности проявилось в том, что все участники подготовились к защите презентаций. Все презентации - это результат творчества детей. Да, мы направляли их деятельность, связываясь с ними по телефону и через Интернет, но наши звонки являлись чаще напоминанием о необходимости выполнить работу, как бы трудно это не было.
Интеллектуально-творческое развитие личности происходит и тогда, когда встречаешь много нового на своем пути. А для нас в экспедиции новым было все - и тундра, и горы, и карликовые березки и ели с соснами у подножия горы, и новые растения, и то, из чего состоят горы. Большинство участников лагеря впервые видели горы воочию.
Оздоровительный отдых учащихся района, принявших участие в экспедиции, состоит в сопричастности к уголку природы, где экологически чистая обстановка. Родители и дети боялись, что могут заболеть, но этого не произошло, хотя мы первый день шли весь день в дождь. Мы практически не снимали теплую одежду, но всем было тепло. А какая вкусная в горах вода оценили все дети. А еще обратили внимание на то, что вода у подножия горы не выкипает. А огромное количество съеденной морошки, выпитый компот из черники и брусники - все для укрепления здоровья детей.
Выполнены и основные задачи экспедиции. Практическое освоение методов полевых исследований; выполнение проектных и исследовательских работ в различных образовательных областях; освоение методов обработки полученных результатов; ознакомление с научной литературой, необходимой для выполнения работы; ознакомление с уникальным природным и культурно-историческим регионом Пермского края.
Развитие познавательных и интеллектуальных процессов: памяти и внимания, аналитического мышления, умение обобщать и классифицировать полученный материал, делать выводы; развитие навыков самостоятельной постановки целей и задач исследования, выбора метода работы; развитие навыков публичных выступлений; развитие эстетико-эмоциональной сферы.
Овладение правилами поведения в природе и формирование навыков бережного отношения к ней; развитие чувства коллективизма, умения создавать и поддерживать комфортный микроклимат в общении друг с другом. Развитие патриотических чувств на основе личного знакомства с природой, историей и современной жизнью уникального района Пермского края - горный хребет Кваркуш.
Перспективы дальнейшего развития состоят в необходимости находить средства для дальнейшего проведения информационно-интеллектуальных лагерей и экспедиций. Необходимо совершенствовать технологию применения метода проектов, технологию организации учебно-исследовательской деятельности, технологию создания презентаций, рефератов, технологию обучения информационным технологиям.
4. Использованные информационные ресурсы:
1. Лазерный диск программы Intel ® "Обучение для будущего".
2. Исследовательская работа школьников. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. № 3 и № 4, 2007. Подписной индекс по каталогу Роспечати 81415.
3. Презентации участников экспедиции.
4. Л.В. Тарасов. Физика в природе. Москва. Просвещение. 1988.

Данная статья взята из работ, представленных на конкурс Вернадского и применяется нами для знакомства участников экспедиции с ведением полевого дневника.
Как записывать наблюдения в природе?
Автор: Харитон А.В.
Как бы хороша ни была память у человека, в ней всегда возможны ошибки и путаница, особенно в цифровых данных. Поэтому ни в коем случае не следует откладывать запись своих наблюдений до вечера или до возвращения домой. Все необходимо записывать на месте, где проведено наблюдение, в виде кратких, но обязательно точно сформулированных заметок. Основой для записи служит полевой дневник. Листки записной книжки следует нумеровать. Полевой дневник необходимо надписывать, так как не исключена возможность его потери и вместе с ним потери ценных, может быть, иногда даже невосполнимых наблюдений. Надписывают дневник на первой странице, указывая очередной номер дневника, фамилию, имя, адрес исследователя, а также дату начала и окончания дневника.
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРВОГО ЛИСТА ПОЛЕВОГО ДНЕВНИКА
ДОМ ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ
КРУЖОК ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
ДНЕВНИК № 4
Стогнушенко Сергея
Начат 12.03.2000 г. Окончен _____
Московская обл., Можайский р-н, окр.д. Лыткино; 35 кв. Борисовского л-ва
При нахождении утерянного дневника
просьба вернуть по адресу:113423, Москва, ул. Королева, д.17, кв.12
Писать в дневнике следует только на одной странице листа (например, на правой) и обязательно простым, остро отточенным карандашом (ТМ, HB). Записи, сделанные на обеих сторонах листа, со временем прочитать становится невозможно, а восстановить написанное на одной стороне легче. (Левый разворот листа лучше использовать для зарисовок, нанесения схем или последующих пояснительных записей).
Часто исследователь может попасть под дождь или уронить дневник в воду. При этом то, что написано химическим карандашом, гелиевой ручкой или чернилами, смоется или расплывется, и возможности прочитать записи не будет. Наверняка найдутся приверженцы шариковых ручек. Но и здесь нужно учесть, что писать ими под дождем или на мокрой бумаге (что случается нередко) невозможно; на морозе паста застывает, а в жаркие дни становится жидкой и мажущей.
Лучше сразу привыкать писать простым карандашом и вести записи на одной стороне листа. Очень полезно, чтобы не потерять свой дневник, привязать его на шнурке к поясу, использовать яркие обложки или наклеить на обложку яркий (красный или желтый) листок бумаги. И принять за правило - никогда не класть полевой дневник на землю. Его надо беречь как важнейший документ проводимых исследований.
Теперь поговорим о том, что, кроме наблюдений, необходимо фиксировать в дневниках. Еще до начала наблюдений надо указать дату и место проведения исследования, давая привязку к ближайшему населенному пункту, железнодорожной станции и т.п. Здесь необходимо учесть, что в нашей стране есть много различных сел, деревень, речек и озер, имеющих одинаковые названия, поэтому сначала необходимо записать название области, района и только потом уже ближайшего населенного пункта и расстояние до него. Если есть возможность, то указывается номер квартала по сетке лесоустроительных организаций. Также необходимо делать вспомогательные записи: указывать состояние погоды и ее изменения в процессе наблюдений; время начала и конца наблюдений, время регистрации того или иного факта в поведении животных и т.п. Одновременно с записями наблюдений необходимо составить схему (или абрис) маршрута или участка, на котором ведется работа, нанося на них необходимые ориентиры (квартальные просеки, тропы, ручьи, поваленные деревья), а также отмечать расположение гнезд, нор, места встречи с животными или обнаружения следов их жизнедеятельности; направление юг-север и т.д. Начинающие натуралисты часто задают вопрос: что надо записывать в дневник? Попробуем ответить на него, приведя высказывание профессора А.Н. Формозова. "Вопрос простой и сложный. Сложный потому, что нет возможности изложить программу наблюдений по всем специальностям. Простой, так как можно ограничиться таким советом: записывайте все, что интересует вас из виденного на экскурсиях или услышанного от знающих людей. Чем подробнее делать записи, тем лучше. Полезно описывать не только ход наблюдений или их результаты, но и обследуемую местность, условия погоды, забавные приключения и тому подобное. Нельзя быть хорошим натуралистом, не умея тщательно вести записи своих наблюдений". Словом, в полевом дневнике записывают все, что отмечается при проведении наблюдений, описании маршрута, изучении того или иного объекта живой природы - все, что надо не забыть, что подлежит использованию в проводимой работе или может быть использовано в дальнейшем.
Писать в дневнике надо четко и разборчиво, чтобы его могли прочитать люди, незнакомые с почерком исследователя. Каждая фраза должна быть сформулирована так, чтобы она вполне передавала характер проведенных наблюдений.
Избегайте в дневниках сокращенных записей, кроме общепринятых, старайтесь фиксировать все как можно подробнее и помните: НЕЗАПИСАННОЕ - НЕ НАБЛЮДАЛОСЬ!
Записи в полевых дневниках представляют собой основной исходный материал по регистрации фактов, на котором будет в дальнейшем строиться вся работа при составлении отчета о рекогносцировочных обследованиях или по выполнении темы. Простота и ясность изложения - свидетельство отчетливости и ясности мысли. Дневник пишут так, чтобы даже спустя много лет он помогал восстановить картину увиденного с исчерпывающей полнотой.
Нельзя превращать дневник в справку - голое перечисление фактов, цифр и объектов. Если встретилось что-то непонятное, неопределенное на месте, сделайте подробное описание и уже по нему попытайтесь найти объяснение в литературе или у компетентных в этой области людей.
Весьма полезно также делать зарисовки, отражающие ход ваших наблюдений, причем рисунки приводятся не ради оживления текста, а для того чтобы показать отдельные признаки объекта - размеры, форму, элементы окраски и т.п., различные формы поведения, взаиморасположение следов и т.д., т.е. они должны нести в себе определенную информацию. Приведем три примера записи наблюдений в одном месте и на одну тему.
1. "12 мая. Солнечно. В лесу поют птицы. Вдоль ручья попадаются цветущие растения".
2. "12 мая 2000 г. Солнечный день. В лесу поют зяблики и мелкая птица серовато-зеленого оперения. Вдоль ручья цветут растения с желтыми цветами".
3. "12 мая 2000 г. Московская обл., Можайский р-н; 2,5 км юго-восточнее дер. Лыткино, 35-й квартал Борисовского лесничества. Солнечно, облачность 0 баллов, ветер Ю-В., умеренный, t= 15о C .
10.20. В лесу встретил двух поющих самцов зяблика в 50 м друг от друга, сидящих на ветвях елей на высоте 2,5 м от земли.
11.15 Посадки. Мелкая (с воробья) птица серовато-зеленого оперения перелетает во время пения на верхушках отдельно стоящих елей (h ~ 3,5 м). Песню можно представить словами, как: "тир, тир, тир, сип, сиа, сиа, сиа .. тр ..тр..". Вдоль ручья, вытекающего из болотистого участка леса, цветут селезеночник очереднолистный и чистяк весенний".

Последний пример вполне удовлетворительно характеризует происходящие в природе события, а краткое описание неизвестной птицы поможет определить ее по литературным источникам. При выполнении исследовательских работ по изучению природы в дневниках принято описывать биотопы, фиксировать все наблюдения, проводимые с объектами исследования: записывают время, виды, характер их поведения или произрастания, все необходимые измерения, данные проводимых учетов, описания пробных площадок или трансект и т.д., и т.п. Старайтесь лучше и больше записывать в дневники, в дальнейшем это вам очень пригодится.

Сочинение на учебно-исследовательскую конференцию
Авторы: Базанов Евгений и Фадеев Михаил, МОУ Кизьвенская СОШ
Мы в грозовой туче
8 августа 2007 года - начало экспедиции на Уральские горы. Мы поехали изучать природные явления, происходящие в горной местности хребта Кваркуш. Хребет Кваркуш расположен в Красновишерском районе. Мы до подножия Помяненного камня добирались на автобусе целый день. В автобусе руководители экспедиции раздали нам описания, как вести наблюдения в природе и распределили примерные темы исследований. Мы взяли для изучения грозовую тучу, если нам представится такая возможность. В первые два дня экспедиции погода была солнечная, мы удачно сходили на Помяненный камень и добрались до подножия хребта Кваркуш. Переночевали. Утром начался дождь. Мелкий, моросящий. Он длился все время подъема на хребет Кваркуш. Во время обеда мы находились в облаках. Облака, такие, как мы привыкли наблюдать с земли, были невидимы и напоминали густой туман. Даже и не верилось, что мы в облаках. После обеда мы двигались по хребту Кваркуш по направлению на Вогульский камень. Изредка прекращающийся дождь вдруг усилился, поднялся ветер, небо стало темно-синим. Темно-синие облака висели не очень высоко от нас. И вдруг загремело, и засверкала молния. Мы - в грозовой туче! Ощущение такое, что молнии гораздо короче размером, и длятся меньше по времени. Молнии сверкали совсем близко над головой. Звук от раскатов грома был не сильнее, чем когда прислушивались дома. Достаточно быстро молнии прекратились. Вдруг с левой стороны появился солнечный просвет, и мы увидели впервые горы, освещенные солнцем. /Есть фотографии/. И красиво, и радостно, и впечатляет своей новизной природы. Длилось это удовольствие не долго. Опять нас поливал мелкий, непрекращающийся дождь. Мы подошли к месту стоянки у подножия горы Гроб все сырые, во время дождя ставили палатки. А как трудно было развести костер дежурным!!! Но они смогли развести костер, и нас накормили вкуснейшим ужином. Дождь немного прекращался, а потом пошел опять. Под шум дождя мы уснули, очень сильно уставшие. Следующий день был солнечный, и мы сходили на Вогульский камень. А затем опять была дождливая погода, но без грозы, просто шел дождь. Больше с грозовой тучей в экспедиции мы не встретились.
Вывод:
Тучи в грозовом облаке в горах расположены гораздо ближе к поверхности, создается впечатление, что молнии сверкают прямо над головой, в целом как бы небо приблизилось к нам. Впечатления от встречи с грозой в горах более яркие, потому что наблюдались нами впервые.

Грозовая туча на Кваркуше

При использовании материалов и разработок ссылка на сайт и авторов работ обязательна.

Hosted by uCoz